«Это невыносимо!»: зачем нужен кризис 3-х лет

Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

Причины кризиса лет у детей

К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

Суть кризиса трех лет

Со временем детская психика претерпевает изменения, которые характеризуются накоплением новых навыков и умений. Но со стороны психическая перестройка организма выглядит как ломка. Связано это с тем, что в любящей семье ребенок растет под «колпаком» чрезмерной заботы и защиты.

В такой среде ему спокойно и комфортно. Но защита не длится всю жизнь и в определенный период «колпак» разрушается, и малыш осознает, что способен выполнять какие-то действия самостоятельного, без помощи со стороны. Поскольку ребенок не способен воплотить в жизнь все намеченные задачи, у него возникает необходимость прибегать к взрослой помощи.

В результате, отсутствие подготовленности в некоторых вопросах приводит к возникновению противоречий внутри сознания малыша.

Именно эти разногласия и проявляются переменами в поведении маленького человека. Кризис трех лет у ребенка, по мнению американского ученого Эрика Эриксона, способствует развитию у него независимости и характера. Следовательно, близкие люди должны помочь малышу безболезненно преодолеть сложный период.

Права несовершеннолетних детей

Детьми считаются лица, возраст которых не достиг 18 лет. Именно на эту категорию граждан и распространяется действие законодательства в области прав ребенка. Каждый маленький житель вправе быть членом семьи и воспитываться в кругу любящих родственников (ст. 54 Семейного кодекса РФ), на общение с которыми не должно быть никакого запрета (ст. 55 СК РФ). Привычное для всех наличие имени и фамилии у каждого человека также относится к интересам ребенка (ст. 58 СК РФ). Каждый человек представляет собой отдельную личность, а поэтому все, включая детей, могут иметь личное мнение (ст. 57 СК РФ). Также дети имеют имущественные права и, конечно же, могут претендовать на защиту всех своих законных интересов (ст. 56, ст. 60 СК РФ).

В некоторых семьях интересы детей существенно нарушаются. В таких случаях законодательством предусмотрено право детей на защиту (ст. 56 СК РФ). Его имеют не только дети, воспитанием которых занимаются родители, но и те несовершеннолетние лица, за которых отвечают усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние граждане должны быть защищены от таких неправомерных действий:

  • унижение достоинства;
  • насильственное обращение;
  • халатное отношение к его воспитанию;
  • использование детского труда, что пагубно отражается на здоровье ребенка;
  • привлечение к распитию спиртных напитков и употреблению наркотических веществ;
  • развращение несовершеннолетних;
  • другие действие по отношению к ребенку, которые нарушают его права и интересы.

Если ребенок страдает от неправомерных действий своих родителей или опекунов, он может самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства с жалобой на них.

А если ребенку уже исполнилось 14 лет, то он может даже подать иск в суд, сославшись на неисполнение обязанностей родителей или злоупотребление ими своими правами по отношению к нему.

Предисловие к серии

Перед вами пятый выпуск из серии неболь­ших («кар­ман­ных») кни­жек, кото­рые в целом пред­став­ляют собой допол­нен­ное и пере­ра­бо­тан­ное объ­еди­не­ние двух моих книг «Общаться с ребен­ком. Как?» и «Про­дол­жаем общаться с ребен­ком. Так?». Эти книги вышли в печать с интер­ва­лом почти в десять лет, и вто­рая книга («Про­дол­жаем…») была резуль­та­том про­ду­мы­ва­ния и обо­га­ще­ния фак­ти­че­ским мате­ри­а­лом первой.

Таким обра­зом, обе книги были и оста­ются орга­ни­че­ски свя­заны по тема­тике и моим глав­ным гума­ни­сти­че­ским установкам.

Вме­сте с тем, они отли­ча­лись по жанру. Пер­вая книга, по отзы­вам мно­гих чита­те­лей, ока­за­лась очень полез­ной как прак­ти­че­ское руко­вод­ство; цель вто­рой была больше разъ­яс­ни­тель­ная: хоте­лось обсу­дить вме­сте с роди­те­лями, почему стоит посту­пать так или иначе, и что про­ис­хо­дит с ребен­ком. Иными сло­вами, если пер­вая книга была больше направ­лена на дей­ствие, то вто­рая – на понимание.

Читайте также:  Как отпраздновать день рождения ребенка дома

Объ­еди­няя мате­риал обеих книг для серии, мы встали перед зада­чей сов­ме­ще­ния жан­ров без потери цен­но­сти каж­дого из них. В конеч­ном счете, было решено сохра­нить в нетро­ну­том виде текст и после­до­ва­тель­ность «Уро­ков» пер­вой книги, раз­бив его по одному-двум уро­кам в каж­дом выпуске, и далее при­со­еди­нять пере­ра­бо­тан­ный мате­риал вто­рой книги. Как навер­няка заме­тил чита­тель любой из моих книг, я очень люблю при­меры и часто обра­ща­юсь к слу­чаям из реаль­ной жизни. Факты из жизни крас­но­ре­чи­вее слов и мне­ний. И здесь, в каж­дом выпуске вы най­дете новые яркие исто­рии, рас­ска­зан­ные родителями.

В целом цель насто­я­щей серии – помочь роди­те­лям осо­знанно выби­рать методы своих дей­ствий при жизни, вос­пи­та­нии и обще­нии с детьми. Неболь­шие объ­емы выпус­ков, наде­юсь, облег­чат поль­зо­ва­ние книжками.

Прак­тика пока­зы­вает, что очень важно про­бо­вать, чтобы испы­тать пер­вые успехи.

После них роди­тели и дальше обна­ру­жи­вают чудес­ные изме­не­ния ситу­а­ции с ребен­ком, даже если вна­чале она каза­лась им безнадежной.

В заклю­че­ние очень хочу побла­го­да­рить всех, с кем мне дове­лось обсуж­дать про­блемы вос­пи­та­ния детей – роди­те­лей, учи­те­лей, вос­пи­та­те­лей дет­ских садов, сту­ден­тов и слу­ша­те­лей вто­рого выс­шего обра­зо­ва­ния МГУ, кор­ре­спон­ден­тов газет, жур­на­лов и радио, мно­гие из кото­рых были сами родители.

Все участ­ники нашего обще­ния искренне дели­лись сво­ими про­бле­мами и пере­жи­ва­ни­ями, про­бами и ошиб­ками, вопро­сами и откры­ти­ями, писали о труд­но­стях и успе­хах. Ваши поиски и дости­же­ния нашли отра­же­ние в моих кни­гах и, без сомне­ния, вдох­но­вят мно­гих и мно­гих роди­те­лей, педа­го­гов и вос­пи­та­те­лей на труд и подвиг вос­пи­та­ния счаст­ли­вого ребенка.

Хочу при­не­сти глу­бо­кую лич­ную бла­го­дар­ность моему мужу Алек­сею Нико­ла­е­вичу Руда­кову, с кото­рым я имела сча­стье обсуж­дать не только все основ­ные идеи книг, но также стиль, тон­кие нюансы тек­стов, их оформ­ле­ние и рисунки. В его лице я все­гда имела не только стро­гого и доб­ро­же­ла­тель­ного редак­тора, но и чело­века, ясно мыс­ля­щего и гото­вого ока­зать эмо­ци­о­наль­ную под­держку при любой труд­ной работе.

Симптомы кризиса

Психология выделяет ряд симптомов, по которым можно определить, что у малыша кризис 1 года:

  • ребенок не слушает родителей или даже делает назло, ведь он уверен, что может делать то, что ему хочется и когда ему что-либо запрещают, начинает активно сопротивляться;
  • постоянные перепады настроения. Малыш может капризничать по поводу и без. Он начинает по-другому реагировать на различные ситуации, появляются первые признаки агрессии;
  • противоречивое поведение. Это может выражаться следующим образом: сначала малыш обнимает и целует близких, а затем начинает их бить. Или, например, он долго выпрашивает понравившуюся игрушку, после чего выбрасывает ее;
  • обиды. Ребенок в это время очень часто плачет и истерит, причем успокоить его невозможно, так как причину такого поведения обнаружить, как правило, не удается;
  • боязнь опускать маму. Нередко психологи называют такого ребенка «мамин хвостик»;
  • желание внимания. В возрасте одного года крохе очень важно чтобы с ним как можно больше проводили времени, при этом он может сильно ревновать.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА : как преодолеть кризис трех лет

— Каждый малыш проходит кризис в свое время, может начаться за полгода до, а закончиться через полгода — год после 3 лет.

— Постарайтесь выработать и придерживаться в семье единой линии поведения — более гибкой, наделите ребенка правами и обязанностями. Установите несколько четких запретов (обычно касающихся сохранности жизни и здоровья ребенка, например нельзя совать пальцы в розетку, нельзя убегать от мамы на улице) и следуйте им неукоснительно — и Вы, и каждый член семьи.

— Позвольте малышу проявить самостоятельность. По возможности, не вмешивайтесь в его дела, если он не просит об этом.

— Знайте, что сынок или дочка как бы испытывают Ваш характер, по нескольку раз ежедневно проверяя, действительно ли все, что запрещалось утром, будет запрещено вечером.

— Не забывайте, что Вы — первый и главный образец поведения для малыша, за Вами он повторяет и слова, и поступки (например, переходит дорогу на красный свет, если это делаете Вы; кричит и ругается, если это делаете Вы). Поэтому обязательно следите за СОБОЙ.

— Вспышки гнева ребенка сглаживайте с помощью игры. Обыграть можно что угодно — нежелание есть, одевание, умывание, поездку в машине, поход в гости, прием гостей. Не хочет сынок есть — посадите рядом игрушечного зайчика, пусть сын кормит его, но зайке хочется есть по очереди — одна ложка Пете, одна ложка зайке…

— Во время истерики ребенку бесполезно объяснять, что так поступать нехорошо, подождите, пока он не успокоится. Просто уведите его за руку в спокойное место. Старайтесь отвлечь малыша при вспышках гнева на что-то нейтральное. Вспомните, какую собачку Вы видели сегодня на прогулке, сколько голубей прилетело, когда Вы кормили их семечками, кто из детишек в садике сегодня бегал быстрее всех.

— Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, не старайтесь все сделать за него. Разговаривайте с ним так, как будто говорите с человеком, равным себе, покажите, что его мнение Вы цените и уважаете. Допустим: «Доча, как ты думаешь, купить лучше карандаши или фломастеры? Что тебе больше нравится?»

Читайте также:  Для чего нужно развитие мелкой моторики у детей?

— Показывайте, что Вы любите своего малыша даже заплаканным, упрямым и капризным.

Любите своих малышей, и Вы благополучно преодолеете кризис трех лет! ***************************************************************************** Не забывайте поделиться в прочитанной информацией. Вы можете помочь людям которым будет полезна эта информация Вам будет это интересно:НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЦЕНИТЬ ВРЕМЯНЕПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОКВыбрать няню ребенкуРазвиваем логику ребенка

Что делать родителям

«Давай обойдем лужу!».  – «Нет!». «Возьми чистую футболку» – «Нет!». Продолжать можно долго. Что делать? Не предлагать? Соглашаться? Но тогда есть риск избаловать ребенка.

  1. Да, не предлагать. Точнее не давать готовый вариант. Можно высказать просьбу не форме вопроса, а в форме предположения: «Дети такие красивые в чистых футболках», «Если наступить в лужу, как ты думаешь, ногам будет мокро и холодно?». При этом нужно быть готовым к тому, что ребенок все равно сделает по-своему.
  2. Да, соглашаться. Позволить ему получить свой личный опыт. Если, конечно, это не крайне опасно. Например, если ребенок, наперекор вам, хочет перейти оживленную улицу сам, уместно настоять на своем, даже если будет истерика и слезы.

Но согласитесь, в большинстве случаев, ситуации более мягкие. И самое страшное, что может произойти – это легкая простуда, которая тоже будет для ребенка своим уроком.

Важно! Позволяя ребенку принимать собственные решения, сталкиваясь с их последствиями, родители дают ему бесценный опыт ответственности за свои поступки.

Помимо этого, ребенок видит, что ему доверяют, что его мнение значимо, что у него есть права. Этот опыт станет опорой для формирования уверенности в себе, установления и осознания своих границ.

Самое, пожалуй, пугающее для родителей – это то, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги:

— ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку;

— отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными;

— может начать ругаться на родителей и обзывать их.

Это приводит к двум главным страхам – мой ребенок меня не любит и я плохой родитель. Помимо этого, возникает чувство, что ребенок настроен против принятых в семье норм поведения. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок может начать отказываться есть именно в это время. Он может также отказываться мыть руки перед едой, здороваться с гостями и проявлять другие «действия наперекор». Создается впечатление общей невоспитанности и вседозволенности. Возникает страх, что ребенок начнет управлять взрослыми, хочется активно противостоять таким действиям через наказания. Но такие способы не приводят к результату, тогда родитель часто переходит на крик и физические наказания, а только ухудшает положение дел.

В результате в семье происходят частые ссоры, а у ребенка остается шлейф отрицательных эмоций от общения, и он становится в целом настроен на борьбу со взрослыми, вступая в состояние войны. Взрослый в силу разных причин включается в эту войну. Ребенок ведет эту войну через те способы, которые у него есть. А именно слёзы, крики, истерики.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

1. Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

2. Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

3. Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

4. Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Читайте также:  Искусственное вскармливание \ Что нужно знать родителям?

5. Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

6. Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

7. Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом. Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей.

Кризис трёх лет относится к числу острых. И это видно по его яркой симптоматике, которая сопровождает этот этап в развитии у подавляющего большинства детей.

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?

Симптомы, характеризующие кризис, проявляются у многих детей дошкольного возраста. Излишнее упрямство, отрицание всего – вот свидетельство начала этого сложного этапа. Кризис не посещает ребенка в четко обозначенные сроки, приступы могут начаться и задолго до трехлетнего возраста или же по истечении его, перед началом школьного периода. Все зависит от личных особенностей развития ребенка.

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?

Что такое кризис

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
  • ребенок становится истеричным, даже без особой причины;
  • совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  • постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  • на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  • отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  • пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  • попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?
Каковы же симптомы, как меняется поведение детей лет?

Воспитание от года до лет

Рост после года становится еще увлекательнее. Лепет превращается в слова, а слова в фразы. «Ребёнок говорит» — это праздник! Он начинает проявлять больший интерес ко всему вокруг и порой это требует от родителей много энергии и терпения. Ещё не поздно начать интенсивное обучение и задуматься о моральной стороне воспитания.

Физические потребности.

  • Если ребенок уже ходит ножками, то обязательно подбирайте обувь по размеру.
  • Одежда для прогулок должна быть легкой, но тёплой и качественно защищать от перегрева и переохлаждения.
  • Можно предпринять целенаправленные попытки научить личной гигиене. Например, ходить на горшок и мыть ручки.
  • Меняйте нательное белье крохи ежедневно для предотвращения инфекции, ведь детская кожа очень нежна.
  • Используйте только качественные средства для купания для нежного и бережного ухода.
Воспитание от года до лет

Эмоциональные и интеллектуальные потребности.

  • Мозг открыт для всего нового и впитывает информацию как губка.
  • После года малыш может выражать свою волю не только выражением лица, но и звуками, жестами и даже словами. Взгляд, действия и реакция на происходящее более адекватны и чётче показывают характер.
  • В воспитании должны принимать участие оба супруга. Часто до 2 лет дети настолько сильно привязаны к матери, что полностью отвергают других. И отец и мать могут укачивать его на руках, помогать ребёнку одеться и кормить его.
  • Продолжайте вместе читать книжку с картинками. Лучше выбирать книги в твёрдой обложке с толстыми страницами и крупными картинками.
  • Пойте ему песенки и рассказывайте короткие стишки. В глазах ребенка вы увидите предпочтения — важно дать возможность ребёнку проявить свой , что ему понравилось можно повторять.
  • Начинайте учить названия частей тела, предметов мебели, одежды, животных.
  • Просите его показать знакомых людей и предметы. Иногда стоит давать его на руки хорошим знакомым для его социализации.
  • Просите его имитировать звуки животных.
  • Начинайте учить правила поведения и правила безопасности на улице: не подходить к незнакомым людям, не поднимать предметы и мусор с тротуара.

Ключевые симптомы кризиса: основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

Не все из этих признаков могут проявляться одинаково ярко, иногда преобладают определенные симптомы, которые срабатывают наиболее часто и которыми ребенок пользуется как инструментом воздействия.