Как справиться с детской истерикой: 5 главных правил

Истерика у ребенка — это нормальное явление, а не проявление плохого воспитания, нетерпеливости, наглости. Это — перегруз психоэмоциональной системы. Когда малыш закатывает истерику, казалось бы, по любому поводу,он показывает свою реакцию на ситуацию, которую он хотел бы, чтобы она была по его сценарию. Но у него не получилось этого добиться. 

Подробный обзор

Физиологические причины детской истерики

Ребенок, не умеющий еще разговаривать, сигнализирует истерикой о том, что он устал, проголодался, перевозбудился или испытывает боль. Кроме того, вспышкам гнева подвержены дети (к ним относятся не только груднички) с некоторыми телесными недугами:

  • анемией;
  • проблемами с зубами и костями, вызванными нарушением обмена кальция и магния;
  • выраженными аллергическими реакциями.

Следует выяснить причину беспокойства ребенка. Если речь не идет об удовлетворении базовых потребностей, следует своевременно показать его соответствующим специалистам.

Что такое подростковая истерика

Подростковый период очень сложен, в это время происходит формирование личности, гормональная перестройка, ребенок может измениться до неузнаваемости, и сложнее всего приходится родителям, ведь частые смены настроения собственного чада просто не могут не отразиться на них. Помимо всего этого у подростков часто случаются подростковые истерики, с которыми большинство родителей даже не знает, как бороться. Видеть своего ребенка в подобном состоянии — очень нелегко, но еще тяжелее осознавать, что ничего не можешь с этим сделать.

Для начала следует понять, что существует несколько разных видов истерик

Первый вид подростковой истерики — самоутверждение. Ребенок начинает чувствовать себя более взрослым и уже не позволяет родителям вмешиваться в собственную жизнь, считая, что он лучше знает, как именно ему следует поступить. Родители же, наоборот, хотят дать дельный совет своему чаду, из-за этого возникают очень сильные конфликты, которые и могут привести к подобной истерики, которой ребенок пытается показать, что он — личность.

Еще один вид подростковой истерики — манипуляция. В раннем возрасте очень часто дети используют данный вид истерики, чтобы добиться чего-то от родителей. Например, если мама не разрешает купить любимую шоколадку, ребенок просто топает ногами и громко кричит, и ему достается все желаемое, подобное поведение может перенестись в пубертатный период, только желания уже становятся абсолютно другими, при помощи манипуляций подросток пытается добиться от мамы и папы разрешения уйти на дискотеку, нового телефона и т.п.

Цели подростковых истерик

Истерикой подросток может выражать некое послание миру. Именно в подростковом возрасте ребенок начинает задумываться о том, как именно он выглядит со стороны, мнение других людей он может воспринимать особенно остро, особенно критику, в связи с этим становится более эмоциональным и при помощи истерики пытается донести до других то, что он не такой, как думают окружающие. Часто такая эмоциональность обусловлена гормональными изменениями.

Что делать родителям?

К сожалению, родителей очень часто выматывает подобное поведение подростка, поэтому многие просто перестают обращать внимание на собственное чадо, считая, что так будет гораздо проще, однако это может привести к огромным проблемам, игнорировать своего ребенка никогда нельзя. В этот период очень важно найти подход к трудному подростку, а также понять плюсы подросткового возраста.

Как правило, подростки всегда очень открыты, они открыто кричат о своих недовольствах и желаниях, и этим стоит грамотно воспользоваться. Достаточно подобрать удачное время для разговора с ребенком, и он сможет поделиться всеми своими проблемами, ведь несмотря на то, что подросток считает уже довольно взрослым человеком, он все также нуждается в родительской любви и понимании, поэтому ему важна моральная поддержка со стороны родителей. А если ребенок будет видеть, что родители не обращают на него абсолютно никакого внимания, он просто замкнется в себе.

Не стоит на истерику подростка отвечать ответной истерикой. Очень важно в такие моменты уметь сдерживать себя, хоть это и непросто, но нужно понимать, что подобной ответной реакцией ничего не получится добиться. Чем спокойнее будет голос родителя, тем быстрее и сам ребенок успокоится. Во время ссор некоторые мамы и папы срываются на оскорбления и брань, за этим нужно строго следить и не позволять себе подобного.

Если истерика ребенка перешла в рыдания, ему необходимо дать выплакаться, чтобы снять эмоциональное напряжение, после этого, как правило, дети успокаиваются и готовы к спокойному диалогу.

Некоторые родители применяют физическую силу, считая, что только пара пощечин может привести их чадо в чувства, но это не лучший вариант и его следует избегать.

Ребенку очень важно выплеснуть злость, и чтобы для этого он не использовал собственных родителей, можно предложить ему поколотить подушку или специально повесить боксерскую грушу. Конечно, данный метод довольно банален, но при этом очень действенный.

Если истерика затянулась, стоит дать ребенку побыть в одиночестве, это поможет быстрее прийти в себя.

После подобного срыва очень важно выразить ребенку свою любовь, чтоб он понимал, что несмотря на все, он любим и им дорожат. Даже «колючим» подросткам важны поцелуи и объятия собственной мамы.

Пережить такой сложный возраст не просто, но, если делать все правильно, можно действительно сохранить со своим ребенком хорошие отношения, а именно к этому стремятся абсолютно все родители.

Как бороться с плохим поведением ребенка

Доктор рассказала, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение. Конечно, она поделилась своими знаниями с нашей редакцией:

первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;

вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми. Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;

третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа. Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо. Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.

Маленький экстремал

Некоторые малыши, несмотря на все ваши просьбы, запреты и увещевания, словно задались целью покалечиться. Они залезают на подоконники, хватают ножи и ножницы, выбегают на дорогу и норовят засунуть в розетку разные предметы.

Разумеется, впервые малыш сделал это ненамеренно, жажда познания мира вкупе с ограниченным опытом могут привести к самым рискованным результатам. Объяснений ребенок еще не понимает, последствий – не представляет, зато ваша непроизвольная реакция ему может очень понравиться!

Читайте также:  Вши у ребенка: лечение и средства от вшей для детей

Вы, во-первых, немедленно бросаетесь к своему чаду (а это, с точки зрения малыша, уже неплохо!) Во-вторых, тут же включаетесь «в игру» (ловите, догоняете, пытаетесь отобрать опасный предмет – ура, играем!). В-третьих, смешно кричите странным голосом. Конечно, потом вы его отругаете и, возможно, даже шлепнете (зачем, ведь так отлично веселились, недоумевает малыш), но развлечение того стоит.

Решение проблемы: вырабатываем условный рефлекс! Никаких криков, воплей, ругательств и прочих непроизвольных реакций. У вас с ребенком должно быть стоп-слово. «Стоп», «стой», «опасно» — отрепетируйте его в спокойной обстановке заранее. Чтобы заинтересовать ребенка, используйте игру, например, вы вместе бегаете и прыгаете, а по стоп-слову должны замереть. В критической ситуации должен сработать рефлекс!

Истерики у ребенка лет

К 3 годам малыш уже многое понимает. Наступает этап, когда он хочет проявлять по полной свою самостоятельность и отстаивать свое “я” перед вами. Но не всегда у него это получается делать спокойно. В результате ребенок истерит. Этот период осложняется тем, что малыш часто бывает негативным, упрямым и действует часто наперекор взрослым.

Поэтому в 3 года ребенок часто устраивает истерику, если что-то пошло не по его или он желает добиться своего во что бы то ни стало. Часто, казалось бы, на “пустом” месте.

Полезные рекомендации

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации, которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Узнайте, как правильно наказывать ребёнка, из статьи детского психолога. В ней также описываются конструктивные способы наказания.Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

А как же его воспитывать? Как сделать послушным?

В заключение хорошая новость: согласно теории привязанности, волшебная кнопка для остановки плохого поведения у детей все-таки существует. И она называется «укрепление связи». Нажимать на нее надо утром, днем и вечером раз по 15-20 в час, можно ночью. Можно во время припадка с криками и швырянием игрушек, хотя эффективнее, пожалуй, после него.

Учитывая, насколько хрупка и чувствительна психика у малыша, как глубоко он может переживать тревогу из-за любой мимолетной разлуки и потери, есть смысл выстроить для него систему эмоциональной безопасности, с упором на надежности вашей привязанности.

А как же его воспитывать? Как сделать послушным?
  • Вот простые, но хорошо работающие советы для снижения тревожности: щедрое приглашение в свою жизнь. Обнимаем не меньше 20 раз в день, вместе готовим, накрываем на стол или наводим порядок.
  • Второе: перебрасывание мостика при расставании. Разлука – это не навечно! Мама сейчас уйдет в магазин, мы помашем ей в окошко, а когда вот эта стрелка будет на вот тут, наверху, она позвонит в дверь и мы ей откроем. Так расставание становится менее непонятным и тревожным.
  • Третье: метод, который я бы назвала «белые камушки». Их кидали Гензель и Гретель на пути из дома, и по ним они смогли вернуться домой. При расставании мы даем малышу что-то, что напомнит ему о значимом взрослом: маленькую фотографию, заколку, монетку. Если мы идем прогулку, возьмем с собой

    товарища – маленького домашнего мишку, чтобы помнить о доме. Так мы поддержим связь на расстоянии с тем местом или понятием, которое малыш считает важным и ценным.

  • Далее: ритуалы. Успокаивающе действуют правила и традиции, например, возвращения домой. Помыть руки, надеть тапочки, проверить свой автопарк и так далее. Эти понятные и ожидаемые события помогут переключиться от одной деятельности к другой, скажем, прервать игру и покинуть друзей в детском саду. Некоторые дети даже сами придумывают традиции, например, особое прощание при отходе ко сну (сон – это тоже расставание для них, поэтому им так трудно бывает заснуть). Осознанное и систематичное выстраивание множественных связей снижает общую тревожность и дает опору в трудную минуту.
Читайте также:  Ребенок-гений. Радость или беда?

Если готовится «разразиться гроза»…

Если, исходя из ситуации, Вы почувствовали – что сейчас в поведении ребенка может возникнуть истерика, то попробуйте предпринять следующие действия: ● Активное слушание

Активно слушать ребенка — это значит дать понять ребенку, что Вы понимаете то, что он вам пытается передать, при этом проговариваете ему его же чувство. Сделать это можно с помощью «Ты-сообщения». Что это такое?

К примеру ситуация: у ребенка отняли в песочнице лопатку. Он готов зайтись слезами. Мама: «Мальчик забрал у тебя лопатку. Ты очень огорчен и рассержен на него» — вот это называется у психологов «Ты-сообщением». Далее проговаривается, что драться и кричать нельзя в любом случае, и ситуация разрешается мирным методом (берется игрушка взамен и т.п.), истерики нет.

Формулируйте слова, обращенные к ребенку — ясно и четко. Но, не стоит начинать свои фразы с ТРЕХ ЗАПРЕЩЕННЫХ СЛОВ: «если», «ты» и «почему (зачем)» . Слово «Если» воспринимается ребенком как угроза, «ты» — как сигнал нажима на него, а «почему» требует объяснения своего поступка, что ему пока не под силу.

● Переключите ребенка на действия, отвлеките его на что-то интересное «Только не начинай кричать! Не стони!» — говорите Вы, и ребенок кричит в два раза громче? Это распространенная реакция маленьких детей. По своей психологии ребенок скорее отреагирует на Вашу просьбу сделать что-то, чем прислушается к просьбе чего-то НЕ делать. Поэтому, если Ваш малыш начинает плакать, переключите его внимание на действия: попросите его подойти к Вам, дайте ему возможность чем-то заняться, хорошо, если у Вас будет на этот случай при себе небольшая игрушка. Тогда он более охотно выполнит Вашу просьбу, нежели в первом случае.

● Если требование, которое предъявляет Вам ребенок – выполнить невозможно, то можно попробовать помечтать вместе с ним на эту тему. Этот психологический прием срабатывает! Фантазирование с ребенком о сильно желаемом, но невозможном, часто помогает больше, чем «разумные доводы».

● Скажите ребенку про последствия его негативного поведения К примеру так: «Мне очень не нравится, когда дети кричат в магазине. Когда дети начинают кричать, их просто уводят из магазина, и вообще ничего не покупают им». Это заставит его поразмыслить, и возможно, он передумает скандалить.